База знаний

Как ИИ помогает проводить исследования и создавать цифровые продукты

Представьте, что вы запускаете новый fintech-продукт. Для того, чтобы он был полезным, нужно проводить кабинетные исследования и опросы, чтобы корректировать продукт по ходу разработки, делать глубинное интервью, чтобы лучше понимать клиентов. А потом выстраивать продуктовую стратегию. Хороший и проверенный путь.

Но что делать, если вы хотите просто проверить гипотезу и нет времени на долгие опросы? Или гипотез несколько, и вы хотите выбрать самые работающие? Или вы хотите моментально получать обратную связь по любому изменению продукта?

На помощь придет нейросеть. Мы провели небольшой эксперимент: с помощью Chat GPT создали несколько виртуальных клиентов и заставили поделиться ожиданиями от нового продукта инвестиций. В этой статье расскажем, что у нас получилось, а что придется доделывать за ИИ.

Спойлер — ИИ неидеален, маркетологи будут с работой.

Создаем виртуальных
финтех-клиентов

Один из ключевых элементов в написании промта для Chat GPT — это заданная роль. Именно она определяет, как нейросеть будет действовать и какие советы или ответы предложит.
Учитывая этот момент, можно создать виртуальных клиентов для финтех-продуктов. Эти нейро-клиенты будут делиться своими проблемами, помогать тестировать гипотезы и генерировать идеи для улучшения платформы.

Как создать правильный промт? Сформулируем цель исследования, придумаем виртуальные «аватары» типичных клиентов, дадим им имена и опишем их финансовые привычки, цели, проблемы и ожидания от продукта.

Вот что у нас получилось:

Привет! Меня зовут Валентина Финансова, я директор по продукту в IT-компании и консультант по личным финансам. Сейчас работаю над новым финтех-продуктом для управления инвестициями, но мне пока не хватает данных по поведению клиентов. Я буду задавать разные вопросы и накидывать идеи, а ты, в зависимости от того, кого я попрошу, отвечай, как один из этих людей.
Директор небольшой компании, активный инвестор. Сергей интересуется рынком акций и криптовалют. Подход к инвестициям рискованный, но достаточно взвешенный. В основном вкладывается в долгосрочные активы, но иногда рискует с альткоинами. Ценит платформы с широким функционалом аналитики и быстрыми транзакциями. Ожидания от финтех-продукта: удобная аналитика, интеграция с другими сервисами, моментальная обратная связь.
Продуктовый аналитик, недавно начала интересоваться инвестициями. Вкладывает небольшие суммы, ориентируется на долгосрочные цели — накопить на квартиру и путешествовать несколько раз в год. Ей важна простота интерфейса и понятная аналитика, потому что у неё нет финансового образования. Ожидания: советы по оптимизации расходов и удобный трекинг прогресса.
Недавно окончил вуз, работает тестировщиком в стартапе и активно инвестирует. Считает, что традиционные банковские продукты устарели, предпочитает финтех-решения с минимальной бюрократией. Дмитрий вкладывает деньги в основном в криптовалюты, не боится риска. Ему нужны удобные графики и алерты, а также информация о волатильности рынка.

Такой подход поможет собрать обратную связь от разной целевой аудитории и быстрее протестировать гипотезы

Общаемся с виртуальными клиентами и собираем инсайты

Задаем первые вопросы: интересовались ли наши клиенты инвестициями?

Если да — то с каким сложностями они столкнулись?

Все наши виртуальные клиенты знакомы с инвестициями, но сложности у каждого свои

Теперь узнаем, что могло бы мотивировать наших потенциальных клиентов на использование продукта?

Какое преимущество стало бы ключевым в вопросе принятия решения?


Кроме мнения наших клиентов получаем несколько ценных идей для развития на будущее

Давайте уточним, что может кардинально оттолкнуть наших клиентов в продукте:


Клиенты описывают негативный опыт — это поможет не повторить ошибки в своем продукте

Дальше поэкспериментируем, создав небольшую групповую динамику.

Сначала попросим Сергея и Дмитрия помочь Анне.

Виртуальные клиенты могут давать советы друг другу, исходя из контекста

А теперь поговорим с Анной: узнаем, поменяется ли ее мнение насчет инвестиций?

Виртуальные клиенты могут завязать небольшой диалог друг с другом

Немного подискутируем по поводу цены: какую цену готовы заплатить наши потенциальные клиенты
за инвестиционный продукт, который отвечает всем их требованиям.

Обсуждая цены с виртуальными клиентами, можно предположить ценовой диапазон тарифов

И поймем, чем «зацепить» клиентов, если захотим увеличить стоимость:

Собираем инсайты: как повысить ценность продукта

Ну и самое главное! К какой цели/результату хотят прийти наши клиенты? Можем спрогнозировать, насколько наш потенциальный продукт будет соответствовать ожиданиям.

Результаты общения с виртуальными клиентами можно использовать в рекламных коммуникациях

Если дать более детальные вводные, мы можем прийти к более точным результатам такого нейроисследования.

Кто лучше: реальный маркетолог
или виртуальный исследователь?

Давайте сравним их навыки, гибкость, затраты и роль в бизнесе:

Качество аналитики и креативность

ЧЕЛОВЕК

5/5

Опытный маркетолог может предложить нестандартные решения, которые учитывают тонкости целевой аудитории и трендов, культурные различия и контекст. ИИ пока так не умеет: он ориентируется на уже существующие данные, и его решения часто основаны на прошлых моделях, что ограничивает его возможности в создании оригинальных и прорывных идей.

ИИ

5/5

В свою очередь ИИ может анализировать огромные массивы данных, выявлять скрытые закономерности и прогнозировать поведение клиентов на основе аналитики, быстро выполнять анализ конкурентов и прогнозировать. Давайте честно, в этом вопросе человеческий ресурс ограничен.

Скорость работы

ЧЕЛОВЕК

4/5

Маркетолог может разработать стратегию с учетом уникальных особенностей клиента и бизнеса, но один человек или даже целая команда не может обрабатывать такие объемы данных так же быстро, как ИИ.

ИИ

3/5

Однако автоматизация может ограничить творчество: быстрая обработка не всегда означает высокое качество, если не учитывать важные нюансы и стратегические цели.

Затраты и ресурсы

ЧЕЛОВЕК

4/5

Вы можете нанять специалиста под конкретные проекты или задачи, что снижает затраты на постоянного сотрудника. Правда, опытные маркетологи могут быть дорогими, а маркетинговые агентства требуют больших бюджетов на кампании.

ИИ

4/5

В долгосрочной перспективе ИИ-системы дешевле, так как они не требуют постоянной зарплаты и могут работать круглосуточно. Вопрос лишь в том каких вложений потребует первоначальная разработка и настройка ИИ-систем.

Взаимодействие с клиентами

Маркетолог способен устанавливать личные связи с клиентами, учитывая их настроение, предпочтения и запросы, в то время как ИИ не может устанавливать эмоциональные или личные связи, что важно в человекоцентричном маркетинге. Все, что касается эмоционального интеллекта и личных контактов — мяч на стороне людей, нейросеть не готова предложить альтернативу.
В конечном итоге, выбор между реальным маркетологом и ИИ зависит от задач компании: если важны креативные идеи, гибкость и понимание тонкостей взаимодействия с людьми — лучше довериться реальному маркетологу. Если нужно быстро анализировать большие объемы данных и прогнозировать тренды — ИИ станет незаменимым инструментом.

Оптимальный вариант — это сочетание обоих подходов: использование ИИ для рутинной аналитики и данных, а человека — для разработки стратегий и воплощения идей. Именно такой подход мы практикуем в Цифровых привычках.

Давайте обсудим ваш проект

Поделитесь подробностями вашего проекта, например, масштабом или бизнес-задачами. Наша команда внимательно их изучит, а затем мы вместе найдем решение.

«IT и Магия: взболтать, но не смешивать»

Quiz Image
0%

Заполните поля:

Заявка отправлена

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время