База знаний

5 типичных ошибок
при создании MVP

Чтобы проверить бизнес-идею, не обязательно тратить месяцы на проработку полноценного продукта и всех сопутствующих мелочей. Достаточно создать и запустить на рынке MVP — тестовую версию продукта с основными функциями. Она поможет понять, насколько идея интересна пользователям и стоит ли развивать ее дальше.

Но, даже потенциально хорошая идея может провалиться, если MVP создан неправильно и не показывает всех преимуществ будущего продукта.

Что такое MVP

MVP (Minimum Viable Product) или минимально жизнеспособный продукт — это продукт с базовыми функциями, созданный для проверки идеи на рынке до вложения крупных инвестиций. MVP используется для быстрого получения обратной связи от целевой аудитории и корректировки продукта в соответствии с их предпочтениями.

Как компания-разработчик, мы часто работаем с запросами на MVP. Например, заказчику нужно обновить банковское приложение для своих пользователей. Вместо того, чтобы сразу вкладывать бюджет в полноценный функционал, сначала мы разрабатываем только базовые функции: простую форму регистрации, данные о банковских счетах и движении средств, возможность перевести деньги и оплатить услуги онлайн. Как только получаем обратную связь от первых пользователей, становится понятно, насколько приложение востребовано и удобно. От чего-то иногда приходится отказаться, а что-то внезапно может оказаться полезным, хотя, изначально, команда хотела от этой функции отказаться. Именно поэтому MVP так полезен: он помогает сразу увидеть реальные потребности пользователей на деле, а не теряться в догадках и тратить время на бесполезные фичи.

Рассказываем, с какими ошибками чаще всего сталкиваются разработчики при создании тестовой версии. 

Частые ошибки при создании MVP

Ошибка 1

Нет четких целей

В проектах часто бывают случаи, когда в команде нет идеолога — единого связующего звена между бизнес-задачами и разработкой. Во время обсуждений будущего проекта каждый из руководителей предлагает свои идеи, которые противоречат друг другу. Из-за этого нет понятной стратегии, задачи становятся слишком расплывчатыми, а ответственности за решения никто не несет. Особенно это чувствуется, когда внутри компании-заказчика много лиц, принимающих решения, а задачи по созданию MVP распределены между разными подрядчиками. Например, разработка отдается одной компании, дизайн и продвижение — другим командам. Так в проекте становится еще больше препятствий для коммуникации, сроки начинают оттягиваться, бюджет увеличиваться, а сами разработчики спустя время начинают терять мотивацию. Иногда из-за разногласий MVP в итоге не выпускается, хотя сам продукт был перспективным.
Такие проблемы мы научились видеть еще в начале работы. Если видим, что в команде пока нет единого решения, делимся взглядом со стороны и помогаем определить единую цель, для которой будем разрабатывать продукт. Если на проекте много подрядчиков, предлагаем взять на себя ответственность по коммуникациям и ведению проекта. В этом случае наша инициатива для нас оправдана — если у MVP будет четкая цель и ответственные, он будет запущен намного быстрее и с большей вероятностью превратится в полноценный продукт.

Ошибка 2

Нет фокуса на одной целевой аудитории

При запуске MVP не стоит пытаться создать продукт сразу для всех. Продукт, который кажется нужным всем, на самом деле не нужен никому. Правильнее сфокусироваться на определенной аудитории: выбрать приоритетные для нее функции, проработать дизайн, настроить рекламные кампании и замерить результаты после запуска. Это сэкономит время, бюджет и силы команды. Позже можно будет расширить аудиторию и тестировать MVP в нескольких нишах, параллельно добавляя дополнительные фичи.

Если в начале ориентироваться сразу на несколько разных аудиторий, есть риск затянуть разработку и получить в конце противоречивые результаты. Возьмем в пример то же банковское приложение. Среди потенциальных пользователей банка могут быть разные группы: студенты, семейные люди, бизнесмены, инвесторы, путешественники, пенсионеры. Для каждой группы нужен особый подход — кто-то хочет иметь быстрый доступ к инвестициям и статистике, кому-то важен удобный семейный кабинет для нескольких карт и контроль за расходами, для кого-то будет удобно запрашивать важные документы и выписки за пару минут. Если пытаться охватить всех сразу, получится MVP-Франкенштейн, в котором можно будет легко запутаться.
Вместо попыток привлечь внимание каждой аудитории, лучше выбрать для одного MVP что-то одно. Отталкивайтесь от своих возможностей и потребностей рынка. Например, во время исследований рынка и конкурентов вы поняли, что сейчас самая перспективная ниша — это начинающие инвесторы. У них есть стабильный доход и свободные деньги, которые они хотят защитить от инфляции. Им можно предложить личный кабинет с быстрым доступом к ценным бумагам и статистикой, бесплатные консультации и большой выбор инвестиционных продуктов, доступных сразу в мобильном банке, а не в отдельном приложении. С таким продуктом легче будет отстроиться от конкурентов и понять, на каких именно каналах и с каким посылом запустить рекламу.

Ошибка 3

Не выстроена аналитика

Как понять, что ваша гипотеза подтвердилась и MVP можно развивать дальше? Перед запуском нужно определить критерии успеха — список метрик, которые покажут востребованность продукта. Это может быть количество скачиваний, зарегистрированных пользователей или оплат.

В случае с банковским приложением за основу можно взять следующие метрики: количество скачиваний, зарегистрированных пользователей и запрошенных консультаций по инвестициям, среднее время сессий, процент людей, которые удалили приложение, а также количество технических сбоев и ошибок. Это поможет понять заинтересованность целевой аудитории в продукте и учесть случаи, когда пользователь не смог воспользоваться им из-за проблем с приложением, а не из-за отсутствия интереса.

Подробнее про продуктовые метрики мы рассказывали в отдельной статье — в ней разобрали варианты для разных сфер и привели подробные расчеты.

Ошибка 4

Перфекционизм

Желание сделать все качественно и основательно — хорошая черта, правда, в случае с MVP не совсем оправданная. Любой продукт можно дорабатывать и улучшать бесконечно, но при тестировании гипотезы приходится отсекать лишнее. Это не значит, что нужно пожертвовать качеством. Скорее определить, что для вас сейчас важно, а что может подождать до следующего релиза. Можно выбрать основной стек технологий и 3-4 ключевые функции, которые несут основную ценность вашего продукта.

Как только MVP запущен, соберите обратную связь от первых пользователей и двигайтесь в сторону масштабирования. На случай, если что-то пойдет не так и сломается, приготовьте варианты удержания пользователей. Например, пришлите сообщение о том, что это тестовый вариант продукта и, в качестве компенсации, подарите бесплатное обслуживание на год, скидки на продукты, промокоды или другие бонусы.


Чтобы сохранить баланс между скоростью и качеством, на проекте как раз нужен идеолог и визионер, о котором мы писали выше. Именно он будет следить за тем, чтобы, с одной стороны, разработчики не уходили с головой в мелочи, с другой — не совершали мелких ошибок. Обычно на проекте эту роль выполняет продакт оунер или продукт менеджер — о них мы писали в отдельной статье.

Ошибка 5

Экономия на команде

Многие компании для разработки MVP нанимают фрилансеров или джунов, считая, что их навыков будет достаточно для создания тестового продукта. Сначала это может показаться логичным — не факт, что MVP будет удачным, поэтому нет смысла вкладывать большие бюджеты в продукт и нанимать дорогих специалистов. Правда, при таком подходе могут всплыть дополнительные риски. Например, команда из-за небольшого опыта может выбрать для разработки платформу с уязвимостью в безопасности пользовательских данных — в будущем это негативно повлияет на репутацию. Также в таких случаях приходится часто менять разработчиков — многие не справляются или постоянно подводят, постоянно передвигая сроки. В итоге из-за повторного найма и ошибок в системе сэкономить все равно не получается.

Одно из оптимальных решений — это передать разработку готовой продуктовой команде.

Коротко
о главном

Часто MVP проваливаются не из-за плохой идеи, а неудачной реализации или отсутствия единой стратегии и слаженности команды.

Чтобы минимизировать такие риски, периодически проверяйте, что идете по верному пути:

У вас есть четкая цель и стратегия, которой придерживается вся команда

Вместо интуиции у вас есть список метрик, которые помогают отследить результаты

Вы знаете, кто ваши потенциальные пользователи и хорошо знаете их основные боли, а также следуете принципу «один MVP под одну целевую аудиторию»

Вы делаете достаточно хороший и качественный продукт вместо попыток прийти к идеалу

Собираете и оптимизируете опытную команду, а не пытаетесь сэкономить с помощью джунов

Давайте обсудим ваш проект

Поделитесь подробностями вашего проекта, например, масштабом или бизнес-задачами. Наша команда внимательно их изучит, а затем мы вместе найдем решение.

Заполните поля:

Заявка отправлена

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время